Схема роли и места сознаниеведения в общей системе знаний.
Сознаниеведение призвано осознавать все мировое культурное наследие (МКН), к которому относятся:
- Светские науки: основных светских наук 50 – 60 плюс на сегодня 465 научных направлений.
- Духовные науки: основных духовных наук – 30.
- Информация: направления, не вошедшие ни в светские науки, ни в духовные. Известно, что уже на рубеже XX и XXI веков ученые и общественные деятели все чаще стали говорить о том, что человечество в целом как биологический вид homo sαpiens подошло к критическому рубежу в своей истории.
Накопившиеся глобальные проблемы фактически делают дальнейшее выживание людей (и тем более общественный прогресс) возможным только в том случае, если будет осознан опыт предыдущих поколений. Для России эта проблематика тем более актуальна ввиду сложных путей развития нашей страны в ХХ веке. Поэтому представители отечественной интеллигенции говорят о необходимости осмысления всего хода эволюции человечества не меньше, а, пожалуй, даже больше, чем в иных странах. В России и за рубежом неоднократно предпринимались попытки проведения, (на разном уровне от регионального до международного), серьезных обсуждений перспектив дальнейшего развития человечества в новой эре. Однако, как правило, участники подобных форумов не предлагают конкретной программы действий, а лишь только констатируют факты.
В самое последнее время некоторые специалисты стали говорить и о том, что на смену «человеку разумному» должен прийти « «человек сознательный». И в этом случае они «не зрят в корень», как говаривал еще Козьма Прутков, поскольку не подтверждают это правильное положение ни теоретически, ни практически. Однако еще в середине 90-х годов ХХ века в Санкт-Петербурге специалистами Академии развития Сознания были объяснены причины перехода человечества на новую ступень эволюционного развития и обобщены конкретные знания, необходимые для подготовки такого перехода. Речь идет о так называемых, новых сознаниеведческих теориях и практиках, являющихся основой сознаниеведения.
В публикуемых книгах показано, как сознаниеведческая практика помогает перейти от обычной схемы развития своего сознания «человека разумного» к принципиально новой схеме «человека сознательного».
1, 2 - изученные формы; 3 - форма, изучаемая сознаниеведением; 4… - формы, подлежащие изучению в дальнейшем. Поскольку к настоящему времени теоретическая и практическая база сознаниеведения уже создана, можно говорить не об утопии или благих пожеланиях, а о реальности. Это тем более справедливо, так как уже есть многолетний опыт обучения сознаниеведов, как в самой Академии развития Сознания, так в ее филиалах (Московском, Красноярском, Выборгском и др.).
Заметим, что особое значение ознакомление с основами сознаниеведения приобретает для интеллигенции. Дело в том, что люди, являющиеся носителями культуры, создающие новые знания, либо обучающие других людей, сами обязательно должны быть способными осознавать происходящие перемены и адекватно реагировать на них в своем сознании, постоянно развивая его возможности. В таком случае им больше верят, т.к. в противном случае интеллигенция не только не является для остальных примером необходимости и духовности, но и порождает различные характерные для общественного сознания мифы, от которых к тому же, часто сама в первую очередь и страдает. Человечество вступило в третье тысячелетие, но, как и сто лет назад, в начале ХХ века, интеллигенция задает себе все тот же исконно русский вопрос: «Что делать?».
С одной стороны, наблюдается уныние, растерянность, утомление и безверие; с другой – огромные силы отдаются борьбе «против» и слишком малые направлены на созидание. На страницах периодических изданий можно встретить такое высказывание: «Культура гибнет». В то же время можно услышать и предложения по поводу духовного возрождения, авторы которых предлагают некие проекты от совершенствования образовательных программ, вплоть до построения новых городов и поселений, реализующих, к сожалению, пока только утопические идеи. Предлагают сохранять традиции, дабы избежать скачков истории, при этом указывается, что прошлое России, есть залог «светлого» будущего. Но какое прошлое у нас было: толчки, скачки, катаклизмы; это и есть залог нового «светлого» будущего?
И в то же время именно Россия породила интеллигентов ученых-энциклопедистов, к идеям которых сейчас обращаются в надежде использовать их как базу для обновления не только России, но и всего мира. Как это ни покажется странным, но только в конце ХХ века развитие сознания человечества привело к необходимости формулирования социального заказа на синтез знаний о человеке и окружающем мире. Нынешняя ситуация похожа на ту, что наблюдалась на пороге ХХ века, в том числе и потому, что сложившаяся научная парадигма вновь перестала удовлетворять требованиям ученых, есть целый ряд явлений, которые не укладываются в нее и однозначно требуют пересмотра научных концепций. И по-прежнему «ощущается жажда целостности миросозерцания, органического единства истины и добра, знания и веры».
Нужна серьезная философия (новое мировоззрение), универсальная, понятная широким слоям населения. Попытки создания чего-либо подобного за прошедшие сто лет показали, что хотя за это время человечество обогатилось новой информацией, вместо синтеза произошло дальнейшее деление: наук стало больше, а объединения как не было, так и нет. В результате, совершив гигантский круг, прошагав целое столетие, мы вернулись к тому же барьеру, на котором написано: «синтез».
Еще в 1909 г. в сборнике «Вехи» Н.А. Бердяев писал о том, что интеллигентское сознание требует радикальной реформы (ст. «Философская истина и интеллигентская правда»); все исторические и психологические данные говорят о том, что русская интеллигенция может перейти к новому сознанию лишь на почве синтеза знания и веры, синтеза, удовлетворяющего положительно ценную потребность интеллигенции в органическом соединении теории и практики, а также «правды-истины» и «правды-справедливости».
Для решения задачи синтеза нужна соответствующая теория и практика развития сознания. И в этом нынешняя ситуация коренным образом отличается от той, которая сложилась в начале ХХ века, и даже от той, что была всего 20 лет назад, поскольку создана и проверена на практике теория развития сознания, выросшая ныне в новое научное мировоззрение – «Сознаниеведение».
Уже почти тридцать лет сознаниеведение применяется на базе Академии развития сознания – учебного заведения, одной из задач которого является практический синтез накопленных человечеством знаний.